В Бенаресе Будда начинает учить Святой истине о срединном пути и о
страдании: «Есть две крайности, избегать которых обязан тот, кто ведёт
духовный образ жизни. Какие же это крайности? Одна — жизнь среди
сладострастия, похотей, наслаждений: это низко, неблагородно, не
духовно, недостойно, ничтожно. Другая — жизнь среди самоистязания: это
грустно, недостойно, ничтожно. Совершенный, монахи, избёг двух
крайностей и вступил на тот совершенный путь, где ум и взор его
просветляются, на тот путь, который ведёт к покою, познанию,
просвещению, к Нирване.
Вот, монахи, святая истина о страдании: рождение — страдание,
старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание, быть в
союзе с нелюбимым — страдание, быть в разлуке с любимым — страдание, не
достигнуть желаемого — страдание; одним словом — всё пятеричное
(чувственное) стремление к земному — страдание.
Вот, монахи, Святая истина о происхождении страдания: это есть жажда
земной жизни, ведущая от рождения к рождению, жажда наслаждений, жажда
существования, жажда могущества. Вот, монахи, Святая истина об
упразднении страдания: прекращение этой жажды полным уничтожением
вожделений, отказом от них, стремление воздерживаться, не доставлять им
ни малейшей пищи.
Вот, монахи, Святая истина о пути к упразднению страданий — это есть
святая восьмеричная стезя: истинная вера, истинная решимость, истинное
слово, истинное дело, истинная жизнь, истинное стремление, истинные
помыслы, истинное погружение в самого себя!»
Далее Будда поучал о тленности всего земного, о том, что сквозь
пелену счастья и юности просматривается страдание, в которое счастье и
юность неизбежно обратятся. Будда говорил, что телесное не есть
истинное Я, ибо оно подвержено болезням и смерти. Поэтому ощущения,
представления и сознание — также не истинны. Отсюда — неведение, как
основа страдания. Человечеству, вращающемуся среди земных забот, в них
находящему удовлетворение и радость, трудно уразуметь такую вещь, как
закон причинности, связь причин и действий.
|