Однажды Будда сказал своим последователям:
— Представьте себе человека, отправившегося в дальний путь и
остановленного широким потоком воды. Ближайшая сторона этого потока
была полна опасностей и угрожала гибелью, дальняя была прочна и
свободна от опасностей. Не было ни челна, чтобы переехать поток, ни
моста, перекинутого на противоположный берег. Представьте себе, что
этот человек решил: «Истинно, стремителен и широк поток, и нет никаких
средств, чтобы перебраться на другой берег. Но если я соберу достаточно
тростника, ветвей и листьев и построю из них плот, то, поддерживаемый
таким плотом и работая усердно руками и ногами, я переберусь в
безопасности на противоположный берег».
Теперь предположим, что этот человек поступил согласно своему
намерению: построил плот, спустил его на воду и, работая ногами и
руками, безопасно добрался до противоположного берега.
Предположим, что, достигнув противоположного берега, человек
подумает: «Истинно, большую службу сослужил мне плот, ибо с его помощью
я безопасно перебрался на этот берег. Взвалю-ка я плот себе на плечи и
продолжу путь!»
Сделав так, правильно ли поступит человек со своим плотом? Как думаете вы, ученики мои?
В чём же будет правильное отношение человека к его плоту?
Истинно, человек должен сказать себе: «Плот принёс мне большую
пользу, ибо, поддерживаемый им, работая ногами и руками, я безопасно
достиг дальнего берега. Но я оставлю его на берегу и продолжу свой
путь!» Истинно, в этом случае человек поступил бы правильно по
отношению к своему плоту.
Точно так же, о ученики, предлагаю и я вам моё учение — именно как
средство к освобождению и достижению, но не как постоянную
собственность. Усвойте эту аналогию учения с плотом, учение должно быть
оставлено вами, когда вы переберётесь на берег Нирваны.
Ссылка на притчу
или так
Плот
|