Мулинкьяпутта однажды пришёл к Учителю и высказал ему свое удивление
по поводу того, что его проповедь оставляет неразрешёнными целый ряд
самых важных вопросов: вечен ли мир или ограничен временем, продлится
ли жизнь после смерти и т.п.
— Мне не нравится это, — сказал Мулинкьяпутта. — Поэтому я пришёл к
Учителю, чтобы он разрешил мои сомнения, если может. Если же
прямодушный человек чего-то не знает, он должен просто сказать: «Я
этого не знаю».
Будда ответил ему в своей манере с лёгкой иронией:
— Что говорил я тебе прежде, Мулинкьяпутта? Говорил ли я тебе:
«Приходи ко мне и будь моим учеником, я хочу научить тебя тому, вечен
ли мир или не вечен, тождественна ли с телом жизненная сила или не
тождественна?»
— Ты этого не говорил, владыка.
— Может быть, ты говорил мне: «Я желаю быть твоим учеником. Открой мне, вечен или же не вечен мир»?
Мулинкьяпутта вынужден был отрицать и это.
— Один человек, — продолжал Будда, — был поражён отравленной
стрелой. Тогда его друзья и родственники призвали сведущего врача. Что,
если бы больной в этом случае сказал: «Я не позволю лечить рану, пока
не узнаю, кто тот человек, как его имя, какого он роду-племени, из
какого оружия была выпущена стрела»? Каков был бы конец всего этого?
Мулинкьяпутта ответил:
— Человек, скорее всего, умер бы.
Будда сказал:
— Жизнь коротка, энергия ограничена. Не стоит отвлекаться на
вопросы, которые не ведут к просветлению. Поэтому, Мулинкьяпутта, что
открыто мной, то и считай за открытое, а что не открыто мной, то считай
за неоткрытое.
|