В городе Саваттхи в Северной Индии у Будды был большой центр. Люди
приходили туда упражняться в медитации и слушать его беседы о дхарме.
Каждый вечер один молодой человек приходил и слушал. Он годами слушал
Будду, но ни разу не попробовал изменить себя.
Прошло несколько лет, и вот однажды вечером этот молодой человек
пришёл пораньше и увидел Будду одного. Он приблизился к нему и сказал:
— Господин, у меня на уме всего один вопрос, а от него — все сомнения.
— Да? На пути дхармы сомнений не должно быть. Давай разберёмся, какой у тебя вопрос?
— Господин, вот уже много лет я прихожу в ваш центр медитации; я
заметил, что вокруг вас много отшельников, монахов и монахинь, а ещё
больше — мирян и мирянок; некоторые из них также ходят годами. Я могу
видеть, что кто-то из них явно достиг конечной ступени: совершенно
очевидно, что они полностью освободились. Могу также видеть, что другие
ощутили в своей жизни некоторую перемену: они стали лучше, чем были
раньше, хотя я не стал бы утверждать, что они освободились полностью.
Но, господин, я замечаю и то, что многие люди, — среди них и я тоже, —
остались, как были, а то и хуже стали.
Почему же так выходит, господин? Люди приходят к вам, такому
великому человеку, полностью просветлённому, к такому могущественному и
сострадательному. Почему же вы не пользуетесь своей силой и
состраданием, чтобы освободить их всех?
Улыбнувшись, Будда спросил:
— А где ты живёшь, молодой человек, где ты родился?
— Господин, я живу здесь, в Саваттхи, в этой столице царства Кошала.
— Да, но по чертам твоего лица я вижу, что ты родился не здесь. Откуда ты родом?
— Господин, я родом из города Раджагриха, столицы царства Магадха. Я переехал сюда, в Саваттхи, несколько лет назад.
— И что же, ты порвал всякие связи с Раджагрихой?
— Нет, господин, у меня там родственники, у меня там есть друзья; и там у меня осталось дело.
— Тогда ты, несомненно, частенько наезжаешь в Раджагриху из Саваттхи?
— Да, господин. Каждый год я много раз езжу в Раджагриху и возвращаюсь в Саваттхи.
— Путешествуя отсюда в Раджагриху так много раз, ты, конечно, отлично знаешь дорогу?
— О да, господин, я знаю её досконально. И если бы даже ослеп, то,
наверное, смог бы найти путь в Раджагриху — так часто я ходил по нему.
— И твои друзья, знающие тебя хорошо, конечно, должны знать, что ты
родом из Раджагрихи и поселился здесь. Они, должно быть, знают, что ты
часто наведываешься в Раджагриху и что ты досконально знаешь этот путь?
— О да, господин! Все мои близкие знают, что я часто езжу в Раджагриху и досконально знаю путь туда.
— Тогда должно было бы случиться и так, что некоторые из них
приходили к тебе и просили объяснить им путь отсюда в Раджагриху. Ты
умалчивал о чём-нибудь в таких случаях или подробно объяснял им путь?
— А что же тут скрывать, господин? Я объясняю им как можно яснее:
сначала вы идёте на восток, затем поворачиваете к Бенаресу, продолжаете
идти вперёд, пока не дойдёте до Гайи, а там придёте в Раджагриху. Я
объясняю им всё очень ясно, господин.
— И эти люди, которым ты даёшь такие понятные пояснения, — все они приходят в Раджагриху?
— Нет, конечно, господин! Только те, которые пройдут весь этот путь до конца, те и придут в Раджагриху.
— Это-то я тебе и объясняю, молодой человек! Ходят ко мне и ходят,
зная, что есть человек, прошедший путь отсюда до Нирваны, знающий этот
путь досконально. Приходят ко мне люди и спрашивают: каков путь к
Нирване, к Освобождению? Что мне скрывать? Я объясняю им этот путь
ясно: вот он, этот путь. Если кто-нибудь только кивает головой и
говорит: хорошо сказано, хорошо сказано, хороший путь, но я не сделаю
по нему ни шагу, замечательный путь, но я не возьму на себя труд идти
туда, — тогда каким образом такой человек может достичь конечной цели?
Я никого на плечах к конечной цели не несу. Никто не сможет принести
другого на плечах к конечной цели. Самое большое — можно сказать с
любовью и состраданием: вот он, этот путь, а вот так я прошёл по нему;
работайте и вы, идите и вы — и дойдёте до конечной цели. Но каждый
должен идти сам, сам сделать каждый шаг на пути. Тот, кто сделал шаг по
этому пути, оказывается на шаг ближе к цели. Тот, кто сделал сто шагов,
оказывается ближе к цели на сто шагов. Прошедший все шаги дошёл до
конечной цели. Но идти по пути вам надо самим.
|