Шоу Джородж Бернард, английский драматург, один из создателей
современной «драмы идей», ирландец по происхождению. Родился 26 июля
1856 г. в Дублине в семье мелкого государственного служащего. По
окончании школы (1871) Шоу служил клерком в фирме по продаже
недвижимости.
В 1876 г. Шоу переехал в Лондон, где занимался журналистикой, в том
числе писал музыкальные рецензии и литературой, однако ни один из
романов, написанных им в 1879—1883 гг. («Неразумный брак», 1880; «Любовь
артиста», 1881; «Профессия Кэшеля Байрона», 1882; «Неуживчивый
социалист», 1883), не были приняты издателями и печатались в
социалистической периодике. В 1884 г. Шоу стал одним из основателей
«Фабианского общества» и на протяжении ряда лет широко пропагандировал
идеи социализма, издавая агитационные трактаты, брошюры и книги.
Творческим методом Шоу был парадокс как средство ниспровержения
признанных идеологических устоев. Ранние пьесы Шоу («Дома вдовца», 1892;
«Сердцеед», 1893; «Профессия г-жи Уоррен», 1894) не пользовались
успехом и были изданы отдельным сборником «Пьесы неприятные» (1898). Как
бы в противовес ему, в том же году выходит сборник «Пьесы приятные»
(«Оружие и человек», 1894; «Кандида», 1894; «Избранник судьбы», 1895;
«Поживем — увидим!», 1895), а в 1901 г. — третий цикл «Три пьесы для
пуритан»: «Ученик дьявола» (1896—1897), «Цезарь и Клеопатра» (1898),
«Обращение капитана Брасбаунда»(1899).
Новый период творчества Шоу, в котором он создал свои наиболее социально
значимые произведения, приходится на начало XX в. В этот период он
пишет пьесы «Человек и сверхчеловек» (1901—1903), «Другой остров Джона
Булля» (1904) «Майор Барбара» (1905), «Дилемма врача» (1906), «Женитьба»
(1908), «Разоблачение Бланко Поснета» (1909), «Мезальянс» (1910),
«Первая пьеса Фанни» (1911), «Андрокл и лев» (1913) и, конечно,
«Пигмалион», с триумфом прошедший на подмостках театров в 1913 г. и
вошедший в золотой фонд мировой драматургии.
Следующий этап творчества Шоу приходится на 1917—1923 гг. В этот
промежуток времени он создает гротескный фарс «Аннаянска, большевистская
императрица» (1918) — отклик на Октябрьскую революцию 1917 в России,
пьесу «Дом, где разбиваются сердца» (1913—1919, написана под влиянием А.
П. Чехова), «метабиологическую» драму из пяти не связанных единством
фабулы частей «Назад к Мафусаилу» (1918—1920), единственную свою
трагедию «Святая Иоанна» (1923) о судьбе Жанны д'Арк.
В 1925 г. Шоу присуждается Нобелевская премия по литературе «за
творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру,
которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». После
нескольких лет перерыва он возвращается к драматургической деятельности и
создает эксцентрические комедии «Тележка с яблоками» (1929), «Плохо, но
правда» (1931), «На мели» (1933), «Простачок с Нежданных островов»
(1934), «Женева» (1938), «Миллионерша» (1936), историческую пьесу «В
золотые дни доброго короля Карла».
В начале 1930-х годов Шоу, уже на восьмом десятке лет, совершает
кругосветное путешествие, под впечатлением от которого пишет несколько
статей и выступает с ними по радио. Последние свои пьесы пишет в 1948 г.
(«Миллиарды Байанта») и 1950 г. («Вымышленные басни»).
Умер Шоу 2 ноября 1950 г. в Эйот-Сент-Лоренс.