Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих, немецкий поэт, драматург, теоретик
искусства, историк, выдающийся представитель Просвещения в Германии,
один из основоположников немецкой литературы нового времени. Родился
Шиллер 10 ноября 1759 г. в Марбахе-на-Неккаре в семье военного фельдшера
на службе герцога Вюртембергского. Воспитывался в строгой религиозной
атмосфере; в 1772 г., окончив латинскую школу в Людвигсбурге, по приказу
герцога Карла Евгения был зачислен в военную школу сначала на
юридическое, а затем на медицинское отделение, где познакомился с идеями
английских и французских просветителей, а также с творчеством У.
Шекспира, Лессинга и произведений поэтов «Бури и натиска». В 1780 г.,
получив диплом, назначен полковым врачом в Штутгарт, где издал первую
книгу — сборник стихов «Антология на 1782 г.» и завершил работу над
первым драматическим произведением — «Разбойники» (изд. 1781, пост.
1782). В 1783 г. была написана драма из итальянской истории «Заговор
Фиеско в Генуе». В том же году Шиллер, за самовольную отлучку из полка в
Мангейм на представление «Разбойников» подвергся аресту и запрету от
герцога писать что-либо, кроме медицинских сочинений. Шиллер бежал из
Вюртемберга и поселился сначала в деревушке Бауэрбах, где закончил драму
«Луиза Миллер» (впоследствии названа «Коварство и любовь», 1784), затем
с 1785 по 1787 гг. — в Лейпциге и Дрездене. В этот период была создана
драма из испанской истории XVI в. «Дон Карлос».
Новый этап жизни и творчества Шиллера открывается в 1787 г. с его
отъездом в Веймар, где писатель прожил до конца своих дней и создал
самые значительные свои произведения. Изучая историю, философию,
эстетику, с 1788 г. Шиллер редактирует серию книг под названием «История
замечательных восстаний и заговоров», пишет «Историю отпадения
Нидерландов от испанского правления» (вышел только 1 том), при
содействии И. В. Гёте в 1789 г. занимает место профессора истории на
кафедре Иенского университета, где в 1793 г. опубликовал «Историю
Тридцатилетней войны» и ряд статей по всеобщей истории.
Под влиянием философии И. Канта, приверженцем которой Шиллер к тому
времени стал, он пишет ряд эстетических трудов: «О трагическом
искусстве» (1792), «О грации и достоинстве» (1793), «Письма об
эстетическом воспитании человека» (1795), «О наивной и сентиментальной
поэзии» (1795—1796) и др.
Шиллер сочувственно встретил весть о Великой французской революции (тем
более, что в 1792 г. Конвент присвоил ему звание «почетный гражданин
Французской республики», однако он, в целом одобряя низвержение
феодальных порядков, крайне негативно отнесся к казни Людовика XVI, ибо к
тому времени считал неприемлемым любое проявление насилия. Точно так же
негативно писатель воспринимал и сами революционные средства
общественного переустройства, поскольку, в соответствии с его жизненной
философией, «путь к свободе ведет только через красоту», в частности —
через искусство.
Новый подъем творчества Шиллера знаменует его дружба с Гёте. Они
совместно создают цикл эпиграмм «Ксении» (греч. — «подарки гостям»). В
1795—1798 гг. Шиллер редактирует журнал «Ди Орен» в состязании с Гёте
пишет баллады «Водолаз» (в пер. В.А.Жуковского «Кубок»), «Перчатка»,
«По-ликратов перстень», «Ивиковы журавли» и др.
С 1791 г. Шиллер вынашивал замысел трагедии «Валленштейн» из эпохи
Тридцатилетней войны 1618—1648 гг. (опубл. в 1800), в процессе создания
выросшей в трилогию: «Лагерь Валленштейна» (пост. 1798), «Пикколомини»
(пост. 1799), «Смерть Валленштейна» (пост. 1799). В 1801 г. появляются
еще две пьесы на историческую тему — «Мария Стюарт» и «Орлеанская дева».
Следующие драмы появляются в 1803 («Мессинская невеста») и 1804
(«Вильгельм Телль») гг. Последняя — «Дмитрий» из русской истории,
осталась незаконченной — 9 мая 1805 г. Шиллер скончался в Веймаре.
Шиллер является одним из крупнейших трагиков мировой литературы и одним
из самых популярных иностранных писателей в России, где он стал известен
еще в 90-е годы Х\Ш1 в. в переводах Н. И. Гнедича, Г. Р. Державина, В.
А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А.
Фета и др.