Лев Шестов — псевдоним Льва Исааковича Шварцмана, русского
философа-экзистенциалиста и литератора. Родился 31 января (12 февраля)
1866 г. в Киеве, в зажиточной и культурной семье еврейского
коммерсанта-предпринимателя. После окончания гимназии в 1884 г.
поступает в Московский университет, откуда переводится на юридический
факультет Киевского университета, который и заканчивает в 1889 г. В
следующем году поступает на военную службу, но через год оставляет ее и
возвращается в Киев.
В 1895 г. пишет три статьи на философско-литературные темы, но две из
них были не приняты к изданию, а третья так искажена при публикации, что
автор ее не узнал. Из-за сильного переутомления, вызванного напряженной
работой, Шестов заболел и был вынужден провести 1896—1897 гг. на
лечении за границей, преимущественно в Швейцарии, где и жил, за
исключением непродолжительных отъездов, вплоть до 1914 г.
В 1898 г. выходит первая книга философа «Шекспир и его критик Бран-дес»,
в 1903 г. — вторая — «Достоевский и Ницше. Философия трагедии». В 1910
г. Шестов навещает Толстого в Ясной Поляне и читает в России цикл лекций
о Г. Ибсене. Вновь вернувшись в Швейцарию, на время оставляет
литературную деятельность, углубленно занимаясь изучением философии и
богословия.
В 1914 г. Шестов возвращается в Москву, где пишет несколько
религиозно-философских статей, в том числе «Афоризмы». После революции, которую он
не принял, на протяжении двух лет живет в Киеве, откуда в 1920 г.
эмигрирует сначала в Берлин, где сразу же издает книгу «Что такое
большевизм?», характеризующую новый правящий строй России как
деспотичный и обманывающий народ, а потом в Париж. В 1921—1939 г.
написал множество статей, книги «Власть ключей» (1923), «Скованный
Парменид» (1932), прочитал в Сорбонне курсы лекций
«Религиозно-философские идеи Толстого и Достоевского» (1928—1930),
«Русская философская мысль» (1931), «Достоевский и Кьер-кегор»
(1932-1933).
Умер Шестов 20 ноября1938 г. в Париже. Уже после смерти философа был
опубликован еще ряд его работ: «Кьеркегор и экзистенциальная философия»
(1939), «Афины и Иерусалим» (1951), «Умозрение и откровение» (1964),
«Только верой» (1968). Шестов считался мастером философского парадокса и
афоризма, а едкая
критика академического мышления, граничащая с сатирой, снискали ему
известность на западе и отклики таких мыслителей, как А. Камю, Д. Г.
Лоренс и др.