Аввакум Петров (протопоп Аввакум), писатель, один из основателей
русского старообрядчества, родился в 1620 г., в селе Григорово
Нижегородского уезда в семье священника. Отец умер, когда Аввакуму
исполнилось 16 лет. Мать оказала большое влияние на его
нравственно-религиозное развитие. В 1638 г. Аввакум обзавелся женой и
поселился в селе Лопащцы, где был рукоположен в диаконы, а в 1644 г. — в
священники. Раздоры с местным «началием» привели к тому, что в 1647 г.
он с женой и сыном ушел в Москву. Там Аввакум сблизился с членами
«Кружка ревнителей благочестия», центральной фигурой которого был
духовник царя Алексея Михайловича С. Вонифатьевич, с целью борьбы с
недостатками и пороками духовенства. Членом «Кружка» был архимандрит
Новоспасского монастыря, будущий патриарх Никон. Затем Аввакум
познакомился и с царем, а когда Никон стал патриархом 1652 г., Аввакум
был назначен протопопом. Он ратовал за строгость нравов, за уплату
налоги в патриаршую казну мирянами, и духовенством, за что был избит
толпой и бежал в Москву, где остался служить в Казанском соборе, что
неподалеку от Красной площади. В том же 1652 г. выступил против реформы
Церкви, проводимой Никоном, за что был арестован и через год выслан в
Тобольск.
Проповедями за чистоту нравов и благочестие, за приверженность старой
вере восстановил против себя и прихожан, и местное начальство и по
доносу был сослан в Якутск, откуда началось его беспрерывное странствие
по острогам Сибири. Был не раз нещадно бит кнутом, содержался зимой в
неотапливаемых подвалах и башнях. После 10 лет скитаний вернулся в
Москву. В 1666 г.
решением Церковного собора лишен сана и предан проклятию, а в 1667 г. с
тремя единомышленниками сослан в Пустозерск и посажен в «земляную
тюрьму». Но и там выказывал непризнание новой, никонианской Церкви,
отстаивал «древлее византийское благочестие». В тюрьме написал 80
посланий, писем и челобитных с разъяснениями причин смысл своего
противостояния «никонианам». Еще сочинил автобиографическое «Житие» и
«Книгу бесед», распространились по России рукописными копиями его
сторонников.
В апреле 1682 г. Аввакум и трое его союзников Лазарь, Епифаний и Федор
(расстриги) решением очередного Церковного собора 1681—1682 гг., были
заживо сожжены в срубе в Пустозерске 14 апреля 1682 г.