Коменский Ян Амос, знаменитый чешский педагог, «отец новой педагогики»,
гуманист, общественный деятель, родился в 1592 г. в Нивнице, в Чехии, в
протестантской семье Общины чешских братьев. Он учился в братской
латинской школе, преподавание там было настолько нудным и неинтересным,
что уже в последних ее классах Коменский начал задумываться о
реформировании школьного обучения. Два года он проучился в
Гейдельбергском университете, затем совершил путешествие по ГЪлландии.
Вернувшись в Чехию, Ян Амос стал учителем школы в Приерове. Именно тогда
он впервые начинает использовать свой метод обучения латыни, опираясь
на «Правила более легкой грамматики». В 1616 г. он стал священником
семейной Общины чешских братьев и проповедником. В 1612 г. приступил к
работе над полным словарем чешского языка — «Сокровищница чешского
языка». Этот труд занял у него 44 года. В 1627 г. Каменский начал
работать над «Дидактикой» на чешском языке и закончил ее в 1632 г.,
почти сразу же переведя ее на универсальный язык науки — латынь— под
названием «Великая дидактика» (1633—1638).
Каменский требовал гармонического развития человеческих способностей,
пробуждения и укрепления самостоятельности и иннициативности ученика,
гуманного обращения с учащимися. Он доказывал необходимость наглядного
обучения и бесполезность механического заучивания на память чего-либо
непонятного. Вместе с тем в определении цели воспитания у Каменского
отчетливо прослеживается влияние религиозной идеологии: он говорит о
подготовке человека к вечной жизни. В учебном методе самым существенным
он считал порядок и естественность. Отсюда вытекали и основные
требования к обучению: начинать его надо по возможности раньше, учебный
материал должен соответствовать возрасту учащихся.
В 1650 г. Каменский был приглашен в Венгрию для перестройки школьного
образования в землях князя Сигизмунда Ракоци.
Вернувшись через пять лет в город Лешно, он пережил ужасы новой войны — в
1656 г. город был сожжен и разграблен шведами, воевавшими с Речью
Посполитой. Дом самого Коменского был также сожжен, во время пожара
погибли все его книги и почти все рукописи.
По приглашению амстердамского сената в 1657 г. он выехал в Голландию,
где прожил до самой смерти.
В Амстердаме Каменский продолжил работу над начатым еще в 1644 г.
капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в
котором дал план реформы человеческого общества. Первые две части труда
были опубликованы в 1662 г., рукописи остальных пять частей найдены
только в 30-х гг. 20 в.; полностью этот утопический труд был опубликован
в Праге на латинском языке в 1966 г. Итог своим трудами Каменский
подвел в книге «Единственно необходимое» (1668).
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям,
Каменский применил метод драматизации учебного материала и на основе
«Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу
«Школа-игра» (1656). В Венгрии он закончил первый в истории
иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в
котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
В большинстве педагогических работ Каменский стремится дать свое
определение учителю, который, в его понимании, должен владеть
педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать
самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей,
заботящихся о всеобщем благе.
Каменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и
школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в
современную теорию обучения. Умер в Амстердаме в 1670 г.