Дидро Дени, писатель, философ-просветитель, родился в 1713 г. во Франции
в семье ремесленника. В 1732 г. стал магистром искусств. Из ранних
философских трудов известны «Философские мысли» (1746), «Аллеи, или
Прогулка скептика» (1747). Атеистическое сочинение «Письмо о слепых
в назидание зрячим» (1749) послужило причиной ареста писателя. Выйдя из
тюрьмы, Дидро стал редактором «Энциклопедии, или Толкового словаря
наук, искусств и ремесел» (1751—1780) и сумел, вместе с другими
просветителями, Энциклопедию системой научного знания той эпохи и
оружием в борьбе с религиозной идеологией. В философских сочинениях
«Мысли об объяснении природы» (1754), «Разговор д»Аламбера с Дидро»,
«Сон д»Аламбера» (1769) «Философские принципы материи и движения»
(1770), «Элементы физиологии» (1774—1780) Дидро отстаивал
материалистические идеи, рассматривая все сущее как различные
формообразования единой несотворенной материи. Согласно его учениям,
материя качественно многообразна, в ней есть начало самодвижения,
развития. Задолго до Ч. Дарвина Дидро высказал догадку о биологической
эволюции. Отрицая божественное происхождение королевской власти, Дидро
придерживался теории общественного договора, но со страхом относился к
самостоятельному движению низов и связывал свои надежды с просвещенным
монархом. В последний период жизни склонялся к идее республики, но
считал ее мало пригодной в условиях большого централизованного
государства.
Дидро высказывался за реализм итальянской оперы, выдвигал идею среднего
жанра между трагедией и комедией, в котором отражались бы горести и
радости повседневной жизни человека третьего сословия, старался внести в
драму будничность, чтобы приблизить происходящее на сцене к обыденной
жизни: «Беседы о «Побочном сыне»« (1757) и «Рассуждение о драматической
поэзии» (1758).
Эстетический идеал Дидро неотделим от идеала социального и
нравственного. Герои его произведений «Монахиня» (1760), «Племянник
Рамо» (1762), «Отец семейства» (1756), «Жак фаталист» (1773) дискутируют
о философии и морали, в этих образах воплощен образ народа Франции с
его жизнелюбием и житейской мудростью. Дидро придавал огромное
значение просвещению и воспитанию человека, хотя и не отрицал, что для
развития ребенка большое значение имеют его анатомо-физиологические
особенности. Главное в этом деле — выявить природные способности детей и
развивать их.
По приглашению Екатерины II в 1773 г. он приехал в Россию, где по
просьбе царицы написал «План университета или школы публичного
преподавания наук для Российского правительства» и заметки «О школе для
молодых девиц», «Об особом воспитании», «О публичных школах» и другие,
где рассмотрел весь спектр педагогических проблем. Дидро выступил с
проектом государственной системы народного образования на принципах
всеобщего бесплатного начального обучения и бессословности. Он стремился
обеспечить фактическую доступность школы, считал необходимым
организовать материальную помощь государства детям бедняков (бесплатные
учебники и питание в начальной школе, стипендии в средней и высшей
школе). Умер в 1784 г. в Париже.