# Брак — это наиболее изолганная форма половой жизни. # Брат мой, если счастье сопутствует тебе, то у тебя только одна добродетель, и не более: тогда легче идти тебе через мост. # Добро и зло, богатство и бедность, высокое и низкое, и все имена ценностей — все это станет оружием и будет воинственно утверждать, что жизнь должна превозмогать себя снова и снова! # ...Если бы боги существовали, как бы вынес я, что я не бог? # Если ты раб, то не можешь быть другом. Если тиран — не можешь иметь друзей. # Есть дающие натуры и есть воздающие. # ...Женщина мало что смыслит в чести. Пусть же станет честью ее — любить всегда сильнее, чем любят ее, и в любви никогда не быть второй. # Даже в смерти должны пылать дух ваш и добродетель, подобно вечерней заре над землей: иначе смерть ваша плохо удалась вам. # Даже в чаше высшей любви содержится горечь... # Даже когда народ пятится, он гонится за идеалом — и верит всегда в некое «вперед». # ...Даже самая широкая душа, братья мои, — какие это жалкие угодья! # Десять раз на дню должен ты находить истину, иначе будешь искать ее и ночью, и душа твоя останется голодной. # Женщина понимает детей лучше мужчины, но в мужчине детского больше, чем в женщине. # Красота — это обещание счастья. # Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его — или отстал от него. # ...Кто хочет научиться летать, тот должен сперва научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать: нельзя сразу научиться полету! # Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. # ...Лучшее должно господствовать, и лучшее хочет господствовать! А где учение гласит иначе, там лучших не хватает. # Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость. # Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх. # Кого ненавидит женщина больше всех? Железо так говорило магниту: «Больше всего я тебя ненавижу за то, что ты притягиваешь, не имея достаточно сил, чтобы тащить за собой». # Кому Целомудрие в тягость, тому не следует советовать его: чтобы не сделалось оно путем в преисподнюю, превратившись в грязь и похотливость души. # Любите и ближних своих, как самих себя, — но прежде станьте теми, кто любит самого себя, — любит великой любовью, любит великим презрением! # Любить и погибнуть: это сочетание — вечно. Воля к любви означает готовность к смерти. # Любящие и созидающие — вот кто всегда был творцом добра и зла. Огонь любви и гнева пылает на именинах всех добродетелей. # Как только благоразумие говорит: «Не делай этого, это будет дурно истолковано», я всегда поступаю вопреки ему. # Мы очень мало знаем и плохо учимся: потому и должны мы лгать. # ...Надо учиться любить себя — любовью здоровой и святой, чтобы оставаться верным себе и не терять себя. И поистине это вовсе не заповедь на сегодня и на завтра — учиться любить себя. Напротив, из всех искусств это самое тонкое, самое мудрое, самое высшее и требующее наибольшего терпения. # На свете гораздо больше счастья, нежели сколько видят его затуманенные печалью глаза, если только считать верно и не забывать тех приятных минут, которыми бывает богат каждый день человеческой жизни, как бы тяжела она ни была... # Мораль — это важничание человека перед природой. # Мужчине следует остерегаться женщины, когда она любит: ибо тогда она готова на любую жертву, и все остальное не имеет никакой ценности в глазах ее. # Мужчине следует остерегаться женщины, когда она ненавидит: ибо он в глубине души своей только зол, она же — скверна. # Не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир; неслышно вращается он. # Некоторым не удается жизнь: ядовитый червь гложет им сердце. Да приложат они все силы свои, чтобы смерть лучше удалась им! # Не старайся приукрашивать себя для друга: ибо стрелой и стремлением к Сверхчеловеку должен ты быть для него. # ...Несчастье ускользнуло от тебя; наслаждайся же этим, как счастьем своим! # Нет более жестокого несчастья в судьбе человеческой, чем когда властители земли — не первые среди подданных своих. И все тогда становится лживым, превратным, ужасающим. # Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые люди: таков их единственный способ выносить самих себя. # Многие умирают слишком поздно, а иные — слишком рано. Пока еще странным покажется учение: «Умри вовремя!» # Много кратких безумий — вот что вы называете любовью. И ваш брак кладет предел множеству кратких безумий — одной большой и долгой глупостью. # Не то, что мешает нам быть любимыми, а то, что мешает нам- любить полностью, ненавидим мы больше всего. # Как только религия приобретает господство, ее противниками становятся все те, кто были ее первыми последователями. # Когда вы возвысились над похвалой и порицанием и воля ваша желает повелевать всеми вещами как воля любящего: тогда зарождается добродетель ваша. Когда вы презираете мягкое ложе и все приятное, однако легко засыпаете даже возле роскошных постелей неженок: тогда зарождается добродетель ваша. # Люди, недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя. # Жизнь — источник радости; но всюду, где пьет толпа, родники отравлены. # И если друг причинит тебе зло, скажи так: «Я прощаю тебе то, что сделал ты мне; но как простить зло, которое этим поступком ты причинил себе?» # ...Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши. # Да будет женщина игрушкой, чистой и изящной, словно драгоценный камень, блистающий добродетелями еще не созданного мира. # Да будет человек избавлен от мести: вот мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгого ненастья. # Искусство делает выносимым вид жизни, окутывая ее дымкой нечистого мышления. # Каждая церковь — камень на могиле Богочеловека: ей не хочется, чтобы Он вновь воскрес. # О, посмотрите же на эти шатры, что воздвигли священники! Церквами называют они свои берлоги, полные слащавых ароматов! # Редко ошибешься, если исключительные поступки будешь объяснять тщеславием, посредственные — привычкой и мелкие — страхом. # «Религиозный человек», «глупец», «гений», «преступник», «тиран» — все это суть дурные названия и частности, замещающие кого-то неназыва-емого. # Сладострастие: невинно и свободно оно для свободных сердец, сад счастья на земле, праздничное изобилие и дар будущего от избытка его. # Поэтому хочу я, чтобы искренне говорили друг другу: «Мы любим друг друга; посмотрим, будем ли мы любить и впредь! Или обещание наше ошибочно? Дайте нам время и недолгий союз, чтобы увидеть, годимся ли мы для истинного союза! Великое дело — всегда быть вдвоем!» # Разрастаться не только вширь, но и расти вверх — да поможет вам в этом, братья мои, сад супружества! # Ревность — остроумнейшая страсть и тем не менее все еще величайшая глупость. # Сладострастие: это сладкий яд лишь для увядших, для тех же, у кого воля льва, это великое сердечное подкрепление, вино из всех вин, благоговейно сбереженное. # Сладострастие: это величайшее блаженство, символ высшего счастья и высшей надежды... # Слишком долго таились в женщине раб и тиран. Поэтому неспособна она к дружбе: ей ведома только любовь. # Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни. # Стал ли ты чистым воздухом, хлебом и лекарством для друга своего? Иной не в силах освободиться от собственных цепей, однако друга своего спасает. # Поистине, подобно солнцу, люблю я жизнь и все глубокие моря. И вот что называю я познанием: чтобы все глубокое поднялось на высоту мою! # Поскольку время бесконечно, до настоящего момента уже протекла бесконечность, то есть всякое возможное развитие должно уже было осуществиться. Следовательно, наблюдаемое развитие должно быть повторением. # С тех пор, как существуют люди, слишком мало радовался человек: только в этом, братья мои, наш первородный грех! И если мы научимся больше радоваться, то так мы лучше всего разучимся обижать других и измышлять всевозможные скорби. # О, этот фальшивый свет, этот спертый воздух! Тут не позволено душе взлететь на высоту свою! Но Вера их так повелевает им: «На колени, и вверх по ступенькам, грешники!» # Поверхностные люди всегда должны лгать, так как они лишены содержания. # Но если есть у тебя страждущий друг, стань для страданий его местом отдохновения, но вместе с тем и жестким ложем, походной кроватью: так лучше всего ты сможешь помочь ему. # Но если жизни так нужна высота, то ей нужны и ступени, а также противоречие ступеней и восходящих по ним! Восходить хочет жизнь и, восходя, превозмогать себя. # О времени и становлении должны говорить высочайшие символы: им надлежит восхвалять все преходящее и быть оправданием ему! # Одиннадцать двенадцатых всех великих людей истории были лишь представителями какого-то великого дела. # О, как много великих идей, чье действие подобно кузнечным мехам: от них человек надувается и становится еще более пустым. # Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное. # Подальше от базара и славы уходит все великое: в стороне от базара и славы жили всегда изобретатели новых ценностей. # ...Там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо! # По-новому верит он завтра, а послезавтра — вновь по-другому. Стремительны чувства его, как и толпы, и так же переменчивы настроения. # Убожество в любви охотно маскируется отсутствием достойного любви. # У одних раньше стареет сердце, у других — ум. Иные бывают стариками в юности, но кто поздно юн, долго остается таким. # Счастье мужчины зовется «Я хочу». Счастье женщины — «Он хочет». # Такими хочу я видеть мужчину и женщину: его — способным к войне, ее — к деторождению, но чтобы оба они могли танцевать — не только ногами, но и головой. # Такой совет даю я королям, и церквам, и всему, что одряхлело от тяжести лет и ослабло в добродетели: дайте ниспровергнуть себя! И вы снова вернетесь к жизни, а добродетель вернется к вам! # У одного одиночество — это бегство больного, а у другого — бегство от больных. # У покорности самая жесткая шкура. # Хороший брак покоится на таланте к дружбе. # Человек, ни разу еще не думавший о деньгах, о чести, о приобретении влиятельных связей, о должности — да разве может он знать людей? # ...Человеческое общество — это попытка, это долгое искание; ищет же оно того, кто повелевает! # Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь. # Стоит нам только на один шаг преступить среднюю меру человеческой доброты, как наши поступки вызывают недоверие. Добродетель покоится как раз «посередине». # Стремление к стаду древнее, чем притяжение собственного «Я»: и покуда добрая совесть означает волю стада, лишь дурная совесть скажет «Я». # Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть. # Что хорошо? Все, что повышает чувство власти, волю к власти, власть в человеке. Что дурно? Все, что происходит из слабости. # Этот страх, древний и изначальный, ставший, наконец, утонченным и одухотворенным, теперь, как мне кажется, зовется наукой. # Познающий неохотно погружается в воду истины не тогда, когда она грязная, а когда она мелкая. # Не через взаимную любовь прекращается несчастье неразделенной любви, но через большую любовь. # Ни один народ не смог бы выжить, не производя оценки — что есть добро и что есть зло; чтобы сохраниться, должен он оценивать иначе, нежели сосед его. Многое, что у одного народа называется добром, у другого слывет позором и поношением... Многое из того, что здесь именуется злом, там облекалось в пурпур почестей. # Поистине всегда влечет нас ввысь — в царство облаков: на них усаживаем мы наши пестрые чучела и называем их богами и Сверхчеловеком. # Каждый миг начинается бытие; вокруг каждого «здесь» вращается кольцеобразное «там». Середина — повсюду. Путь вечности — кривая. # Каждый поступок продолжает созидать нас самих, он ткет наше пестрое одеяние. Каждый поступок свободен, но одеяние необходимо. Наше переживание — вот наше одеяние. # Братья мои, любить дальнего, а не ближнего призываю я вас. # Всегда замечал я, что супруги, составляющие плохую пару, самые мстительные: они готовы мстить всему миру за то, что уже не могут расстаться. # В сознательной любви женщины есть и внезапность, и молния, и тьма рядом со светом. # Ты хочешь, чтобы тебя оценивали по твоим замыслам, а не по твоим действиям? Но откуда же у тебя твои замыслы? Из твоих действий! # У актера есть дух, но мало совести духа. Он всегда верит в то, посредством чего заставляет уверовать и других, — он верит в себя самого! # Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-нибудь, достаточно сказать о нем какую-нибудь правду. # Тот, кто ответил себе на вопрос: «Зачем жить?» — сможет вытерпеть почти любой ответ на вопрос: «Как жить?» # Требование человека, чтобы его полюбили, есть величайшее из всех самомнений. # Ты должен сжечь себя в своем собственном пламени: как иначе хотел бы ты обновиться, не обратившись сперва в пепел! # Ты молод и мечтаешь о ребенке и браке. Но ответь мне: таков ли уже ты, чтобы иметь право желать ребенка? ...Преодолел ли ты самого себя, повелитель ли ты своих чувств, господин ли своих добродетелей? ...Или в желании твоем говорит животное и потребность природы твоей? Или одиночество? Или недовольство собой? # Тысячами мостов и тропинок пусть стремятся люди к будущему, и все сильнее должна произрастать между ними вражда и неравенство: так внушает мне великая любовь моя. Призрачные образы и символы пусть изобретут они во вражде своей, и величайшее сражение состоится тогда между ними. # Я хожу среди народа и держу свои глаза открытыми: люди не прощают мне того, что я не завидую добродетелям их. # Я люблю храбрых: но недостаточно быть рубакой, нужно еще знать, кого рубить! И часто больше храбрости бывает в том, чтобы удержаться и пройти мимо: и сохранить себя тем самым для более достойного врага! # Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него невозможного. # Только для созидания должны вы учиться! # Только там, где кончается государство, начинается человек — не лишний, но необходимый: там звучит песнь того, кто нужен, — единственная и неповторимая. # Я хожу среди них и держу свои глаза открытыми: люди измельчали и мельчают все больше. И причина этому — их учение о счастье и добродетели. Они умеренны в добродетели и хотят комфорта. А с комфортом совместима лишь умеренная добродетель. # В стадах нет ничего хорошего, даже если они бегут вслед за тобой. # Всякая великая любовь желает не любви, она жаждет большего. # ...Всякая истина, о которой умалчивают, становится ядовитой. # Всякий, жаждущий славы, должен заблаговременно расстаться с поче том и освоить нелегкое искусство — уйти вовремя. # «Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями. # В пустыне и господами пустыни искони жили честные, свободные умы; а в городах живут прославленные мудрецы — откормленные вьючные животные. Всегда, словно ослы, тянут они — повозку народа}. # ...Все боги суть символы и хитросплетения поэтов! # Все вы служили народу и народному суеверию, вы, прославленные мудрецы! — а не истине! # Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной постелью: для выздоровления — и никак иначе. # ...Вы еще не искали себя, когда обрели меня. Так бывает со всеми верующими; и потому так мало значит всякая вера. # Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением! Слишком торопитесь вы, заключая брак, и вот следствие — расторжение брачных уз! # Говорить о женщине следует только с мужчинами. # В мире самые лучшие вещи еще ничего не значат, пока нет того, кто их представит с подмостков: великими людьми называет толпа этих представляющих. # В настоящем мужчине всегда сокрыто дитя, которое хочет играть. Найдите же в нем дитя, женщины! # Вовсе не так легко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими. # Говорят «удовольствие» — и думают об усладах; говорят «чувство» — и думают о чувственности; говорят «тело», а думают о том, что ниже, тела, — и вот таким образом была обесчещена троица хороших вещей. # Будьте же равнодушны, принимая что-либо! Оказывайте честь уже тем, что принимаете, — так советую я тем, кому нечем отдарить. # Будь тем, кто ты есть! # ...Великая любовь выше страдания, ибо то, что любит она, она еще жаждет — создать! # Бог — это некое предположение... # Большинство людей слишком глупы, чтобы быть корыстными. # Брак может казаться впору таким людям, которые не способны ни на любовь, ни на дружбу и охотно стараются ввести себя и других в заблуждение относительно этого недостатка, — которые, не имея никакого опыта ни в любви, ни в дружбе, не могут быть разочарованы и самим браком. # Брак: так называю я волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его. Брак — это взаимоуважение и почитание этой воли. # Верующий находит своего естественного врага не в свободомыслящем, а в религиозном человеке. # Взгляните на верующих! Кто больше всего ненавистен им? Разбивающий скрижали их ценностей, разрушающий и преступающий, но он есть созидающий. # А больше всего ненавидят того, кто способен летать. # А вы, друзья мои, говорите, что о вкусах не спорят? Но вся жизнь и есть спор о вкусах! # А на рассвете рассмеялся Заратустра в сердце своем и сказал насмешливо: «Счастье бегает за мной. Это потому, что я не бегаю за женщинами. А счастье — женщина». # Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь... # В мире недостаточно любви и благости, чтобы их можно было расточать воображаемым существом.