# Евангелие действительно принесло «не мир, но меч». От апостолов и до
нашего времени христианский мир раздирается ненавистью, преследованием и
яростью.
# Если бы в этом мире не было зла, человек никогда не помышлял бы о
божестве.
# Служители Церкви очень часто позволяли народам с оружием в руках
защищать дело Божье, но они никогда не допускали бунта против реального
зла и очевидного насилия.
# Истина являет себя лишь здоровому духу в здоровом теле.
# Можно подумать, что религиозная мораль только для того и придумана,
чтобы разрушить общество, превратить людей в первобытных дикарей.
# Говорят, что бог терпелив. Но терпеть явное зло — не значит ли
обнаруживать бессилие или даже соучастие в этом зле?
# Делать счастливыми других — вот самый верный способ стать счастливым в
этом мире; быть добродетельным — значит заботиться о счастье себе
подобных.
# Догмы всякой религии оказываются нелепостью с точки зрения другой
религии, проповедующей иные, столь же бессмысленные доктрины.
# Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной
религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный
бог — тот бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом,
воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и
волей самого бога.
# Гений — это зрение, схватывающее одним взглядом все пункты обширного
горизонта.
# Долой разум! — вот основа религии.
# Друг, бесполезный для своего друга, становится для него чужим
человеком.
# Духовенство было бы весьма недовольно, если бы его духовный труд
оплачивался духовно.
# Говорить, что нравственные идеалы врожденны или представляются
результатом инстинкта, — это все равно что утверждать, будто человек
способен читать, не зная еще букв алфавита.
# Говорить, что религия недоступна разуму, — значит допускать, что она
не создана для разумных существ; значит согласиться с тем, что сами
доктора богословия ничего не смыслят в тайнах, которые они каждодневно
проповедуют.
# Всякая религия по сущности своей нетерпима как в силу своих принципов,
так и в силу своих интересов.
# Невежество — первая предпосылка веры, и поэтому Церковь так высоко его
ценит.
# Незнание естественных причин заставило человека создать богов; обман
превратил их во что-то грозное.
# Мораль не имеет ничего общего с религией... религия не только не
служит основой морали, но скорее враждебна ей. Истинная мораль должна
быть основана на природе человека; мораль религиозная всегда будет
зиждиться только на химерах и на произволе тех людей, которые наделяют
бога языком, часто в корне противоречащим и природе, и разуму человека.
# Не бог создал человека по своему образу и подобию, а человек всегда
творил бога по своему образцу, наделяя его своим умом, своими
качествами, особенно — пороками.
# Незнание природы является корнем тех неизвестных сил, перед которыми
так долго трепетал человеческий род, и тех суеверных вероучений, которые
были источниками всех его бедствий.
# Некий шутник правильно заметил, что «истинная религия всегда та, на
чьей стороне государь и палач».
# Никакой бог ничего не поделает с тем человеком, который настолько
неразумен, что пренебрегает общественным мнением, игнорирует приличия,
попирает законы и обрекает самого себя позору и проклятию своих ближних.
Всякий здравомыслящий человек легко поймет, что в этом мире уважение и
любовь окружающих нужны для его собственного счастья и что для всех, кто
вредит себе своими пороками и навлекает на себя презрение общества,
жизнь становится мучительным бременем.
# Мораль должна быть основана на менее шаткой базе, нежели пример бога,
которого можно назвать добрым, только упрямо закрывая глаза на все зло,
поминутно творимое или допускаемое им в этом мире.
# Мораль есть единственный культ, единственная естественная религия
человека на земле, единственное, что должно занимать его в этом мире.
Только выполняя требования этой морали, мы можем считать себя
выполняющими божественную волю. Если действительно бог сделал человека
тем, что он есть, то, стало быть, бог наделил его и чувством
самосохранения, и стремлением к счастью. Если это бог сотворил нас
разумными, значит, он пожелал, чтобы мы считались с его разумом,
разбираясь, где добро и зло, полезное и вредное. Если он сделал нас
существами общественными, значит, он хотел, чтобы мы жили в обществе и
стремились к его сохранению и благополучию.
# Никакой необходимости верить в бога нет, а самое разумное — о нем
вовсе не думать.
# Поклоняться богу — значит, поклоняться вымыслу, созданному
человеческим воображением, или попросту поклоняться тому, чего нет.
# Полагать, что мы обязаны верить в вещи, недоступные нашему разуму, так
же нелепо, как утверждать, что бог требует, чтобы мы летали, не имея
крыльев.
# Поклонники бога ревнивого, мстительного и кровожадного — таков со всей
очевидностью бог иудеев и христиан — не могут быть ни сдержанны, ни
терпимы, ни человечны. Поклонники бога, которого могут оскорбить мысли и
убеждения его слабых творений, который присуждает к вечным мукам, к
истреблению всех, исповедующих иное вероучение, точно так же неизбежно
должны быть нетерпимы, жестоки и злопамятны.
# Правосудие есть основание всех общественных добродетелей.
# Приверженность любой системе воззрений не что иное, как результат
привычки; уму так же трудно отказаться от привычного образа мышления и
усвоить новые представления, как телу — действовать и жить, не пользуясь
свойственными ему способностями и органами.
# Пытаться излечить людей от пороков, не искоренив в них предрассудков, —
бесполезно.
# Религия есть не что иное, как искусство занимать ограниченный ум
человека предметом, которого он не в состоянии понять.
# Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и
об обязанностях, вытекающих из этих отношений.
# Ожидание будущего блаженства и страх будущих мучений лишь помешают
людям думать о том, чтобы стать счастливыми здесь, на земле.
# Отрекитесь навсегда от суеверия, могущего принести лишь несчастье;
пусть вашей единственной религией будет естественная мораль; пусть вашей
неизменной целью будет счастье, а вашим руководителем — разум, и да
поможет вам добродетель достичь этой высокой цели; пусть эта добродетель
будет вашим единственным богом. Любить добродетель и жить в добродетели
— вот единственный способ поклоняться богу. Если действительно есть
бог, заботящийся о своих творениях, бог справедливый, добрый и мудрый,
он не прогневается на вас за обращение к разуму.
# От суеверия следовало бы лечить, как от запоя: суеверие — хроническое
заболевание, поддающееся излечению. Правда, никогда нельзя быть
уверенным, что эта болезнь не даст рецидива.
# Религия по существу своему враг человеческих радостей и человеческого
благоденствия. Блаженны нищие! Блаженны плачущие! Блаженны страждущие!
Горе тем, кто живет в довольстве и веселье! Таковы те редкостные
открытия, которые провозглашает христианство.
# Религия по существу своему враг человеческих радостей и человеческого
благоденствия. Что такое святой с точки зрения всех религий? Это
человек, который молится, постится, занимается самоистязанием, бежит от
мира; которому, как сове, хорошо только в полном одиночестве.
# Нельзя жить счастливо, если все время дрожишь от страха.
# Ни один человек не может быть героем в глазах своего лакея.
Неудивительно, что бог, из которого священники делают пугало для других,
мало пугает их самих и почти не оказывает никакого влияния на их
поведение.
# Всякий, кто серьезно задумается над религией и ее сверхъестественной
моралью, кто трезво взвесит все ее преимущества и недостатки, сможет
убедиться, что религия и ее мораль вредны человечеству и, во всяком
случае, противоречат природе человека.
# В вопросах религии людей можно назвать взрослыми детьми.
# Возмездие в жизни загробной не что иное, как призрак, выдуманный для
помрачения человеческого разума, изобретенный для того, чтобы обмануть и
сбить с толку людей, чтобы навсегда лишить их спокойствия и превратить в
послушных рабов духовенства.
# Все религии, какие мы только видим на земле, дают нам лишь клубок
вымыслов и бредней, возмущающих ум.
# Страх всегда был и будет самым верным средством обмана и порабоще-ния
людей.
# Страх перед богом останавливает от греха только тех, кто не способен
сильно желать или уже не в состоянии грешить.
# Суеверие — явление преходящее; никакая сила не может быть долговечной,
если она не основывается на истине, разуме и справедливости.
# Что бы ни говорили наши богословы, не стоит большого труда понять, что
христианское вероучение в конечном счете устанавливалось всегда властью
императоров и королей; богословские догмы, якобы наиболее угодные богу,
в каждой стране преподавались народу посредством вооруженной силы;
истинной оказывалась всегда та вера, которую исповедовал государь;
правоверными считались всегда те, кто обладал достаточной властью и
силой, чтобы истребить врагов, которые объявлялись врагами самого бога.
# Чтобы постичь истинные основы морали, людям нет необходимости ни в
богословии, ни в откровениях, ни в богах; для этого достаточно простого
здравого смысла.
# Чтобы счастье наше было полным, мы нуждаемся в привязанности и помощи
окружающих нас людей; последние же согласятся любить и уважать нас,
помогать нам в наших планах, работать для нашего счастья лишь в той
мере, в какой мы готовы работать для их благополучия; эту необходимую
связь называют нравственным долгом, нравственной обязанностью.
# Человек — это восприимчивое, чувствующее, разумное и рассудительное
существо, стремящееся к самосохранению и счастью.
# Человеческий род во всех странах стал жертвой священнослужителей; они
назвали религией системы, изобретенные ими для покорения человека,
воображение которого они пленили, рассудок которого они затмили, разум
которого они стараются уничтожить.
# Чем внимательнее мы будем изучать религию, тем больше будем
убеждаться, что ее единственная цель — благополучие духовенства.
# Смерть за какое-либо убеждение так же мало доказывает истинность или
превосходство этого убеждения, как смерть в сражении ни в какой степени
не может служить доказательством правоты государя, ради интересов
которого многие безумцы готовы отдать свою жизнь.
# Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о
том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших
близких.
# Стоит только непредубежденными глазами взглянуть на вещи, чтобы
убедиться, что священники — чрезвычайно опасные люди. Они ставят себе
целью господствовать над умами, чтобы иметь возможность грабить
кошельки.
# Уживчивость, терпимость, человечность — эти основные добродетели
всякой моральной системы — совершенно несовместимы с религиозными
предрассудками.
# Человек всегда будет искать наслаждений, потому что ему свойственно
любить все, что скрашивает и делает приятным существование; никогда не
удастся заставить человека любить неудобства и несчастья. Христианская
мораль, словно нарочно придуманная для того, чтобы сковать человеческую
природу и поработить ее выдуманным призракам, не имела поэтому никакого
влияния на большинство людей. Она послужила лишь тому, чтобы измучить,
истерзать некоторые слабые и легковерные души, и не смогла удержать ни
одного человека, увлеченного сильной страстью или укоренившейся
привычкой.
# Религия представляет собой узду для людей, неуравновешенных по
характеру или пришибленных обстоятельствами жизни.
# Религия утешает лишь тех, кто не способен охватить ее в целом;
туманные обещания наград могут соблазнить только тех людей, которые не в
состоянии задуматься над отвратительным, лживым и жестоким характером,
приписываемым религией Богу.
# Самое недостоверное во всякой религии — это ее основа.
# Священники скоро заметили, что, работая на богов, они работали на
себя, что они могут невозбранно приложить руки к дарам, обетам и
жертвам, приносимым существам, которые никогда не предъявляли требований
на все эти вещи.
# Человек суеверен только потому, что пуглив; он пуглив только потому,
что невежествен.